С 1 сентября 2014 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ « О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» разделение на закрытые и открытые акционерные общества перестало существовать.
Закон № 99-ФЗ не обязывает Акционерные общества срочно вносить изменения в учредительные документы. Перерегистрировать ОАО и ЗАО в связи с вступлением в силу новых положений Гражданского кодекса РФ не требуется (п. 10 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Между тем акционерное общество может привести документы в соответствие с новыми нормами Гражданского кодекса РФ и зарегистрировать их. В этом случае государственная пошлина за регистрацию изменений не взимается (п. 12 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).
Акционерные общества, создаваемые после 1 сентября 2014 года будут подразделяться на публичные и непубличные.
Публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ).
Акционерное общество, которое не отвечает перечисленным признакам, признается непубличным.
В названии публичных акционерных обществ должно содержаться слово «публичное». Причем независимо от того, является ли общество фактически публичным на настоящий момент или не является, если в наименовании будет слово «публичное», то все положения законодательства, касающиеся публичных акционерных обществ будут к нему применяться.
В фирменное наименование непубличного акционерного общества ничего (например, слова «непубличное») не добавляем. Акционерные общества будут называться или Публичное акционерное общество «Ветер», или Акционерное общество «Ветер».
Плюсы и минусы создания публичных и непубличных акционерных обществ:
Непубличное АО может не формировать коллегиальный орган управления общества.
Общие требования, как для публичных, так и непубличных АО:
обязанность передать ведение реестра регистраторам имеющему предусмотренную законом лицензию, вне зависимости от количества акционеров (ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой ГК РФ»). Для публичных обществ пункт 4 статьи 97 ГК РФ предусматривает дополнительную обязанность по передаче ведение реестра и исполнение функций счетной комиссии именно независимому регистратору. При этом, поскольку законодатель не разъяснил, какой регистратор является независимым, Банк России взял эти функции на себя, назвав в письме критерии зависимости регистратора. зависимости регистратора будут, в частности, говорить: отношения связанности (аффилированности); отношения по прямому или косвенному контролю между регистратором и обществом, ведение реестра которогo он осуществляет; фактические обстоятельства, свидетельствующие о зависимости регистратора от общества, ведение реестра которого он осуществляет (например, высокая доля комиссии, уплачиваемой обществом, в доходах регистратора, образующая фактическую зависимость регистратора от данного общества). За ведение реестра вопреки установленному законом запрету предусмотрены довольно внушительные административные штрафы. Так, должностное лицо может быть оштрафовано на сумму в размере от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалифицировано на срок от одного до двух лет. Размер штрафа для организации составит от 700 000 до 1 000 000 руб. (п. 2 ст. 15.22 КоАП РФ). для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общество должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ); обязательная регистрация выпуска акций; необходимость раскрывать информацию о деятельности; наличие контроля за деятельностью общества со стороны государственного органа (Центробанка РФ).
Наши юристы рады предложить Вам несколько пакетов услуг по регистрации публичного АО, из которых Вы сможете выбрать оптимальный для себя.
При желании клиенты могут получить любые отдельные, интересующие их услуги по регистрации публичного АО. Это могут быть консультации или подготовка документов, например, пакета учредительных документов.